Танцевальная труппа «Антон тут рядом» (благотворительного фонда поддержки людей с аутизмом) совместно с приглашенными исполнителями показали «передвижной» перформанс «Скрытое» в Оранжерее Таврического сада в Санкт-Петербурге. Этот перформанс был создан в ноябре 2023 года: Новая сцена Александринского театра пригласила труппу под руководством Алевтины Грунтовской сделать пластический спектакль в честь 150-летия со дня рождения Вс. Мейерхольда.
Танцевальная труппа «Антон тут рядом» (благотворительного фонда поддержки людей с аутизмом) совместно с приглашенными исполнителями показали «передвижной» перформанс «Скрытое» в Оранжерее Таврического сада в Санкт-Петербурге.
Этот перформанс был создан в ноябре 2023 года: Новая сцена Александринского театра пригласила труппу под руководством Алевтины Грунтовской сделать пластический спектакль в честь 150-летия со дня рождения Вс. Мейерхольда.
АЛЕВТИНА
Хореограф перфоманса
Мы попросили Алевтину ответить на вопросы редакции и рассказать о перфомансе и студентах фонда «Антон тут рядом».
Результат того, что из этого вышло — ниже
На премьере пространством для действа стало фойе театра, теперь же участники и зрители оказались в окружении тропических растений. Насколько пространство влияет на танцоров? Как оно обогащает исходную задумку?
Мне нравится идея включения инклюзии в пространство. И это как будто моя личная миссия во всём – сделать так, чтобы инклюзия была частью процесса, а не чем-то обособленным.
Всегда интересно понаблюдать за тем, что получается в итоге. Мы можем очень много представлять, придумывать, но самое удивительное, что в конце концов рождается.
Оранжерея стала настолько подходящим пространством, что оказалась даже немного больше самого перформанса.
Оранжерея стала настолько подходящим пространством, что оказалась даже немного больше самого перформанса.
Всегда интересно понаблюдать за тем, что получается в итоге. Мы можем очень много представлять, придумывать, но самое удивительное, что в конце концов рождается.
Оранжерея стала настолько подходящим пространством, что оказалась даже немного больше самого перформанса.
Оранжерея стала настолько подходящим пространством, что оказалась даже немного больше самого перформанса.
Как телесное взаимодействие во время перформанса воспринимается студентами фонда?
Есть такой миф, что аутичные люди не хотят общаться. Одна из вещей на самом деле справедлива: она связана с касаниями, с тем, что большинство аутичных людей не любят, когда их трогают. Благодаря практике совместного движения отношение ребят к телесности меняется. Мы учимся приближению к той тактильности, которая не будет травмирующей, как для ментального самочувствия, так и для тела.
Как телесное взаимодействие во время перформанса воспринимается ребятами из фонда?
Есть такой миф, что аутичные люди не хотят общаться. Одна из вещей на самом деле справедлива: она связана с касаниями, с тем, что большинство аутичных людей не любят, когда их трогают. Благодаря практике совместного движения отношение ребят к телесности меняется. Мы учимся приближению к той тактильности, которая не будет травмирующей, как для ментального самочувствия, так и для тела.
Диана
Это Диана. На выступление в Оранжерее ее пришли поддержать бабушка, сестра и друзья. В детстве Диана занималась балетом и играла на фортепиано, а теперь участвует в перформансах от фонда «Антон тут рядом».
Чему вы научились в труппе?
Наверное, научилась немножко импровизировать. И научилась, может, раскрепощеннее более быть.
Вы вообще любите прикосновения?
Не очень. Я люблю кота гладить, а трогать людей — не очень.
О чем вы мечтаете?
Мне бы хотелось в балете выступать, но это было бы слишком сложно для меня. Или, может, русские народные танцы попробовать. А еще хочу научиться готовить с бабушкой, когда будет время.
Что бы вы хотели научиться готовить?
Грибной суп. Это любимое бабушкино блюдо.
Диана
Это Диана. На выступление в Оранжерее ее пришли поддержать бабушка, сестра и друзья. В детстве Диана занималась балетом и играла на фортепиано, а теперь участвует в перформансах от фонда «Антон тут рядом».
Чему вы научились в труппе?
Наверное, научилась немножко импровизировать. И научилась, может, раскрепощеннее более быть.
Вы вообще любите прикосновения?
Не очень. Я люблю кота гладить, а трогать людей — не очень.
О чем вы мечтаете?
Мне бы хотелось в балете выступать, но это было бы слишком сложно для меня. Или, может, русские народные танцы попробовать. А еще хочу научиться готовить с бабушкой, когда будет время.
Что бы вы хотели научиться готовить?
Грибной суп. Это любимое бабушкино блюдо.
Какова роль хореографа и танцоров во время создания перформанса?
Зачастую даже в самых прогрессивных труппах коммуникация проявлена вертикально. В перформансе более размыты границы, потому что я как хореограф напрямую завишу от того, что мне дают танцовщики.
Какова роль хореографа и танцоров во время создания перформанса?
Зачастую даже в самых прогрессивных труппах коммуникация проявлена вертикально. В перформансе более размыты границы, потому что я как хореограф напрямую завишу от того, что мне дают танцовщики.
Коммуникация с ребятами из фонда для постановочного процесса заключается в том, что не я авторитарно прихожу и что-то даю. Я делю ответственность вместе с остальными. Конечно, потом есть задача отсеять, вычистить, сделать всё концептуально более подобранным друг другу. Но в целом основной здесь разворот в опыт совместности.
Потому что ты никогда не можешь быть уверен в том, что произойдет на площадке.
АНТОН
Это Антон. Он научился танцевать восточные танцы, потому что ему очень нравилось смотреть «Великолепный век».
На Антона можно положиться, даже если происходит что-то непредсказуемое.
Как Вам было в Оранжерее Таврического сада танцевать?
У меня на это аллергия, глаза слезятся.
У Вас аллергия на цветы?
Да.
И Вы все равно танцевали?
Танцевал.
Почему не отказались?
Подвести Алевтину не могу. Полину не могу обидеть.
Вы до этого любили танцевать?
Очень любил, я очень давно танцую, с детства. Даже в школе танцевал, даже дома танцую.
Под какую музыку вы танцуете?
Я всю музыку люблю. Тимати люблю, Джастина Бибера слушаю, Шакиру.
У вас есть любимый перформанс труппы?
Да, «о. Лебединое»! Мы сегодня вечером будем его показывать. Там можно танцевать в третьей части, потом в четвертой части можно. Диджей так зажигает, музыку ставит хорошую. Даже вот сейчас играет музыка хорошая (на фоне — репетиция вечернего выступления) — можно и ее поставить.
АНТОН
Это Антон. Он научился танцевать восточные танцы, потому что ему очень нравилось смотреть «Великолепный век».
На Антона можно положиться, даже если происходит что-то непредсказуемое.
Как Вам было в Оранжерее Таврического сада танцевать?
У меня на это аллергия, глаза слезятся.
У Вас аллергия на цветы?
Да.
И Вы все равно танцевали?
Танцевал.
Почему не отказались?
Подвести Алевтину не могу. Полину не могу обидеть.
Вы до этого любили танцевать?
Очень любил, я очень давно танцую, с детства. Даже в школе танцевал, даже дома танцую.
Под какую музыку вы танцуете?
Я всю музыку люблю. Тимати люблю, Джастина Бибера слушаю, Шакиру.
У вас есть любимый перформанс труппы?
Да, «о. Лебединое»! Мы сегодня вечером будем его показывать. Там можно танцевать в третьей части, потом в четвертой части можно. Диджей так зажигает, музыку ставит хорошую. Даже вот сейчас играет музыка хорошая (на фоне — репетиция вечернего выступления) — можно и ее поставить.
Антон говорит, что на выступлениях легко. И они удаются. Всегда.
Насколько подвижен сценарий перформанса?
Всегда нужно быть готовым к погрешности, потому что у нас много разных бывает ситуаций. Разные настроения, разные события у людей в жизни. Например, студент Саша в какой-то из показов «Лебединого озера» пришел на генеральную репетицию, но остался в раздевалке. Он даже ничего не говорил, просто остался. И на сам показ он тоже не выходил. То есть он был в театре, но принял решение не выходить. И мы к таким вещам должны быть готовы всегда. Это было какое-то мое изначальное понимание.
Насколько подвижен сценарий перформанса?
Всегда нужно быть готовым к погрешности, потому что у нас много разных бывает ситуаций. Разные настроения, разные события у людей в жизни. Например, студент Саша в какой-то из показов «Лебединого озера» пришел на генеральную репетицию, но остался в раздевалке. Он даже ничего не говорил, просто остался. И на сам показ он тоже не выходил. То есть он был в театре, но принял решение не выходить. И мы к таким вещам должны быть готовы всегда. Это было какое-то мое изначальное понимание.
Перформанс — это просто другой способ наблюдать за своим телом, за пространством. За тем, как ты выстраиваешь акт высказывания.
Что участие в перформансе дает студентам фонда?
Мы сейчас идем вместе с труппой антоновской к тому, чтобы функционировать как работа.
Все началось как лаборатория, просто я пришла и такая: «Давайте». А с прошлого года это формат, в котором задействованы профессиональные участники. Танцовщики получают зарплату за каждую репетицию, за каждое выступление.
Все началось как лаборатория, просто я пришла и такая: «Давайте». А с прошлого года это формат, в котором задействованы профессиональные участники. Танцовщики получают зарплату за каждую репетицию, за каждое выступление.
саша
Это Саша. У него крутые байкерские перчатки и толстовка с изображением Цоя («У меня и книги, и кружки с ним!»). Саша умеет читать рэп и играть на гитаре. Саша говорит, что ему не бывает страшно.
Вы не боитесь сцены?
Кто боится, я боюсь? Я нифига не боюсь
И вы бы согласились читать рэп, если бы на ваше выступление пришло пять тысяч человек?
А что, я прочитал бы спокойно. Я бы там так волны раскачивал. Как начал заводить залы: там уши вот такие, глаза вот такие (показывает удивление зрителей). А что же бояться-то? Если сможем завести, то нормально будет.
Где я только не выступаю! Я выступал в БКЗ, в цирке, в лагерях, что я только не делал.
Я артист по жизни.
Я артист по жизни.
Что участие в перформансе дает студентам фонда?
Мы сейчас идем вместе с труппой антоновской к тому, чтобы функционировать как работа. Все началось как лаборатория, просто я пришла и такая: «Давайте». А с прошлого года это формат, в котором задействованы профессиональные участники. Танцовщики получают зарплату за каждую репетицию, за каждое выступление.
саша
Это Саша. У него крутые байкерские перчатки и толстовка с изображением Цоя («У меня и книги, и кружки с ним!»). Саша умеет читать рэп и играть на гитаре. Саша говорит, что ему не бывает страшно.
Вы не боитесь сцены?
Кто боится, я боюсь? Я нифига не боюсь
И вы бы согласились читать рэп, если бы на ваше выступление пришло пять тысяч человек?
А что, я прочитал бы спокойно. Я бы там так волны раскачивал. Как начал заводить залы: там уши вот такие, глаза вот такие (показывает удивление зрителей). А что же бояться-то? Если сможем завести, то нормально будет.
Где я только не выступаю! Я выступал в БКЗ, в цирке, в лагерях, что я только не делал. Я артист по жизни.
Как понять, что перформанс удался?
Есть какой-то синдром самозванца. Ты все время думаешь: «А я правильно делаю, я хорошо делаю?» Немножко эгоистичной, но поддерживающей мыслью для меня было то, что здесь я не могу сделать правильно или неправильно. Здесь всегда будет так, как оно есть. И это очень успокаивает. Вы просто можете заниматься делом, которое нравится всем.
Почему вы участвуете в проекте?
С фондом «Антон тут рядом» никто не принимал решения, оно само себя приняло. И мне кажется, каждый перформанс становится частью моего художественного процесса. Я вижу сейчас, что есть определенный вектор нашего развития, наших последующих проектов. Он же, наверное, напрямую связан с моими поисками, с тем, что мне самой бы хотелось.
Почему вы участвуете в проекте?
С фондом «Антон тут рядом» никто не принимал решения, оно само себя приняло. И мне кажется, каждый перформанс становится частью моего художественного процесса. Я вижу сейчас, что есть определенный вектор нашего развития, наших последующих проектов. Он же, наверное, напрямую связан с моими поисками, с тем, что мне самой бы хотелось.
Мы движемся к тому, чтобы инклюзивное искусство стало нормой. У меня бабушка педиатр, поэтому к нам домой приходили дети с ДЦП, с инвалидностью, с синдромом Дауна. Я с детства это все наблюдала, и у меня никогда не было мыслей: «Боже мой, что это такое?».
Позже ты узнаешь, что там целый мир этого человека есть. Это звучит, конечно, как в сказке. Но там правда целый мир, с которым ты можешь сопрячься, соотнестись.
Я прям влюблена в некоторых ребят.
По-честному.
Я прям влюблена в некоторых ребят.
По-честному.
Благодаря чему скрытое обретает форму?
Мне кажется, важно задать вектор движения, а дальше оно само расцветает.
Как верно его задать, чтобы это действительно могло зацвести всеми нужными цветами?
<ну, так когда любовь такая…> ну,>
<ну, так когда любовь такая…> ну,>
Да, только с любовью.
Команда
МИХАИЛ ХУСАИНОВ
Фотограф
АЛЕКСАНДР СОКОЛОВСКИЙ
Арт-директор
ВАЛЕРИЯ ИСАЕВА
Автор статьи
ЕВГЕНИЯ ИШУТКИНА
Дизайнер