ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
ФАКТОР
Артур Козин

В конце июля 2023 года на Камерной сцене МДТ состоялась премьера спектакля «Человеческий фактор». Мы поговорили с Артуром Козиным, исполняющим роль Симона Кесслера, о личности актера, процессе выбора истории и обнаружении себя посредством всматривания в другого.

Текст повести Франсуа Эмманюэля, которая является основоий постановки, Артур взял с собоий в отпуск в Батуми. Не для будущего спектакля, а из-за желания прочитать ее «для себя». Артур вспоминает прогулки по побережью и рассуждения о том, как рассказать историю, оказавшуюся близкой, своей интонацией.

Есть актеры, которым читать противопоказано.

Есть актеры, которым читать противопоказано.

<почему?>

Герой Артура — Симон Кесслер — сотрудник «транснациональной торговой компании “Фарб”».

Потому что они выходят на сцену и делают все так, как должно быть. В них это заложено уже. А есть те, кому надо разбираться, всматриваться, анализировать. Вот я, наверное, ко второй категории отношусь (смеется).

Он гордится должностью психолога и радуется поручению заместителя босса, состоящему в проверке душевного состояния самого директора фирмы, Матиаса Юста. Кесслер осознает, что включается в игру, правил которой не знает, но любопытство и нежелание потерять должность не дают ему отказаться от задания Карла Розе. Однако постепенно расследование чужой болезни приводит к переосмыслению собственного предназначения.

Потому что они выходят на сцену и делают все так, как должно быть. В них это заложено уже. А есть те, кому надо разбираться, всматриваться, анализировать. Вот я, наверное, ко второй категории отношусь (смеется).

Герой Артура — Симон Кесслер — сотрудник «транснациональной торговой компании “Фарб”».

Он гордится должностью психолога и радуется поручению заместителя босса, состоящему в проверке душевного состояния самого директора фирмы, Матиаса Юста. Кесслер осознает, что включается в игру, правил которой не знает, но любопытство и нежелание потерять должность не дают ему отказаться от задания Карла Розе. Однако постепенно расследование чужой болезни приводит к переосмыслению собственного предназначения.

В поиске причин безумия начальника, Кесслер сталкивается с нацистским прошлым, чувством до сих пор не искупленной вины и непрожитым горем. Читая письма из сейфа Юста, психолог осознает, что в искусных компиляциях неизвестного отправителя инструкции по улучшению грузовиков-душегубок постепенно смешиваются с рекомендациями в области социологии управления. Позднее приходит письмо, адресатом которого становится сам Кесслер: послание совмещает выдержки из учебников по производственной психологии и намеки на программу «Тиргартен-4», созданную нацистами для уничтожения психически больных.

Камерная сцена МДТ. Герой Артура Козина зачитывает вслух искусные компиляции, и фигура актера постепенно начинает перекрываться словами черного цвета:

Камерная сцена МДТ. Герой Артура Козина зачитывает вслух искусные компиляции, и фигура актера постепенно начинает перекрываться словами черного цвета:

Реструктуризация (Umstrukturierung), Переустройство (Umsiedlung), Переоборудование (Umstellung), Удаление (Evakuierung)...

Реструктуризация (Umstrukturierung), Переустройство (Umsiedlung), Переоборудование (Umstellung), Удаление (Evakuierung)...

Кесслер желает отделаться от увиденных параллелей, отстраниться от чувства вины

Но в тот момент, когда он погружается во тьму, и начинается путь прозрения.

Кесслер желает отделаться от увиденных параллелей, отстраниться от чувства вины

Но в тот момент, когда он погружается во тьму, и начинается путь прозрения.

Финальный монолог, звучащий из уст Артура Козина — это личное противостояние его героя делению людей на пригодных и непригодных. Кесслер рассказывает о том, что теперь работает с детьми-аутистами и уходить из интерната не собирается. Его удерживает взгляд тех, от кого «не укроются хитрости, уловки и слабости». Психолог в конце концов находит способ противостоять насилию и жестокости.

Финальный монолог, звучащий из уст Артура Козина — это личное противостояние его героя делению людей на пригодных и непригодных. Кесслер рассказывает о том, что теперь работает с детьми-аутистами и уходить из интерната не собирается. Его удерживает взгляд тех, от кого «не укроются хитрости, уловки и слабости». Психолог в конце концов находит способ противостоять насилию и жестокости.

«Это не просто история о Холокосте. Это в первую очередь рассказ о том, как через увиденное и услышанное проходит человек». Симон Кесслер преодолевает путь от гордости за свою профессию к разочарованию в ней. Сидящий на табуретке с расправленными плечами и гордо поднятой головой герой постепенно начинает замечать в самом себе признаки подавленности и болезни. Однако не желая вначале думать о «человеческом факторе» в собственном деле, он постепенно учится рефлексии и тем самым обретает память о прошлом и понимание того, что делать дальше.

Артур Козин вспоминает, как после одного из спектаклей устроили встречу со зрителями. И один молодой человек тогда спросил: «А зачем нам сейчас история про Холокост? Это ведь чужое прошлое, чужое горе».

И я понимаю, что таких людей немало. Кто-то задумается, кто-то нет. Все равно переживание истории и ее осмысление может быть только личным. Но роль театра как раз и состоит в столконовении зрителей с непростыми вопросами. Спектакль должен говорить не о том, что было и есть, а о том, что будет..

И я понимаю, что таких людей немало. Кто-то задумается, кто-то нет. Все равно переживание истории и ее осмысление может быть только личным. Но роль театра как раз и состоит в столконовении зрителей с непростыми вопросами. Спектакль должен говорить не о том, что было и есть, а о том, что будет..

Команда:
Актер: АРТУР КОЗИН
Арт-директор: АЛЕКСАНДР СОКОЛОВСКИЙ
Фотограф: ТАНЯ КРАСЕХИНА
Дизайнер: АЛЕКСАНДРА МОСКАЛЕНКО
Автор статьи: ЛЕРА ИСАЕВА

Команда:
Актер: АРТУР КОЗИН
Арт-директор: АЛЕКСАНДР СОКОЛОВСКИЙ
Фотограф: ТАНЯ КРАСЕХИНА
Дизайнер: АЛЕКСАНДРА МОСКАЛЕНКО
Автор статьи: ЛЕРА ИСАЕВА