№6
Антуан
и Колетт
Вольная интерпретация фильма Трюффо в фотопроекте Алины Эстер и статье, стилизованной современным автором под самого Трюффо.
«И всё равно я часами жду у неё под дверью и замерзаю до смерти» — первое романтическое приключение Антуана Дуанеля. Серьёзное чувство, неловкие встречи и горькие разочарования.
Вот и ушла мечта
Есть в кинематографе работы, которые не кричат о себе, а шепчут, как воспоминания, случайно выпавшие из старого ящика. «Антуан и Колетт» — одна из таких. Картине будто тесно в рамках хронометража: она кажется незавершенной и вместе с тем лёгкой, как сама юность.
Встретились мальчик и девочка. Он влюбился. Она — нет. Автор фильма бросает личную историю на экран: здесь все впереди, первые строки большой любви, первые провалы. Антуан Дуанель, конечно, автопортрет. А Колетт? Ах, Колетт, крошка! Она могла бы быть чем-то большим, но осталась лишь точкой отсчета для главного героя. Право же, в Колетт режиссер вкладывает меньше души, чем в свои заметки... И всё это окутано каким-то лёгким, весенним воздухом Парижа и тем, что никогда не вернётся. Трюффо лишает нас иллюзии, что любовь всегда вознаграждает усилия.
Кадр из фильма «Антуан и Колетт»
Кадр из фильма «Антуан и Колетт»
Взгляд со стороны без сантиментов — полезное упражнение. Трюффо оставляет многое за кадром, словно шепчет из тени: важно то, что вы видите сами. Да и, в конце концов, кто сказал, что автор обязан рассказывать всё?
Уважаемый Трюффо, в следующей раз бросьте своего Антуана в более бурное море и подарите нам полный метр.
Франсуа Трюффо
Что вы делали в 17 лет?
Семнадцатилетний Антуан Дуанель просыпается в расстегнутой рубашке на Монмартре, выбирает из окурков тот, что посвежее, и делает затяжку. Юный любитель музыки работает в звукозаписывающей компании Philips. Окруженный женщинами, он тем не менее сосредоточен лишь на сортировке грампластинок. Винил, книги, сигареты, друг детства и контрамарки – набор молодого мечтателя. Жизненное кредо – зарабатывать самому и ни от кого не зависеть – вмиг рушится после встречи с Колетт.
Юный любитель музыки работает в звукозаписывающей компании Philips. Окруженный женщинами, он тем не менее сосредоточен лишь на сортировке грампластинок. Винил, книги, сигареты, друг детства и контрамарки – набор молодого мечтателя. Жизненное кредо – зарабатывать самому и ни от кого не зависеть – вмиг рушится после встречи с Колетт.
Концертный зал «Плейель». Сидя неподвижно в кресле, Антуан вдруг останавливает свой рассеянный взгляд на юной девушке: Колетт. Ее энергия будто вторгается в его хрупкое равновесие – Колетт постоянно что-то поправляет: юбку, цепочку, прическу. Пока остальные погружены в сонное оцепенение, Антуан, напротив, внимательно следит за девушкой, не упуская ни одного её жеста.
Ее энергия будто вторгается в его хрупкое равновесие – Колетт постоянно что-то поправляет: юбку, цепочку, прическу.
Пока остальные погружены в сонное оцепенение, Антуан, напротив, внимательно следит за девушкой, не упуская ни одного её жеста.
Зал – это иллюзия, сон, терапия или место встречи? Кажется, режиссер напоминает нам: здесь возможно всё, кроме одного — преодолеть разделяющие ручки кресел.
Новое чувство разрушает привычный ритм, оставляя в голове только образ Колетт и мечты о ней. Лекции, кафе и соседние места в кинотеатре – Антуан пытается подойти как можно ближе. И заходит так далеко, что переезжает в дом напротив, но вскоре понимает – сокращение дистанции между домами не приводит к близости между сердцами.
Лекции, кафе и соседние места в кинотеатре – Антуан пытается подойти как можно ближе. И заходит так далеко, что переезжает в дом напротив, но вскоре понимает – сокращение дистанции между домами не приводит к близости между сердцами.
Образ Колетт будто вырезан из ткани повседневности, но Франсуа Трюффо обрисовывает лишь силуэт, не давая зрителю зацепиться за что-то настоящее. Антуан мечтает, строит планы, и остается с ними в тишине.
Мечты о Колетт — словно кадры,
заточенные
в кинопленку, —
живы, пока выключен свет
Кинозал, увиденный через объектив современного фотографа, становится местом, где реальность растворяется в темноте. Влюбиться здесь — в мире между явью и фантазией — значит попасть в ловушку. Для одних это чувство заканчивается, как только они выходят из зала. Другие же — мечтатели вроде Антуана — не хотят расставаться с иллюзией. Мечты о Колетт — словно кадры, заточенные в кинопленку, — живы, пока выключен свет.
Влюбиться здесь — в мире между явью и фантазией — значит попасть в ловушку. Для одних это чувство заканчивается, как только они выходят из зала. Другие же — мечтатели вроде Антуана — не хотят расставаться с иллюзией. Мечты о Колетт — словно кадры, заточенные в кинопленку, — живы, пока выключен свет.
Она — всегда вне досягаемости
Антуан — состояние души влюбленного, та самая юность, которая хочет любить и быть любимой. 17 лет — время мечтаний, которым не всегда суждено сбыться. Колетт остается абстракцией. Она — всегда вне досягаемости. Она — это мечта, которая, вопреки желанию героя, не становится реальностью.
Когда Антуан впервые видит Колетт, она сидит перед ним, он замечает её со спины. Символичная деталь, определяющая их дальнейшую историю и в фильме, и в фотопроекте. Она так никогда и не обернется, чтобы посмотреть на него. Разве что в его фантазиях. Их взаимодействие напоминает танец: шаг вперёд, шаг назад, нерешительность и надежда, скромная симфония несбыточного.
Их взаимодействие напоминает танец: шаг вперёд, шаг назад, нерешительность и надежда, скромная симфония несбыточного.
Команда проекта
Автор статьи
Яковлева
Полина
Фотограф
Эстер
Алина
Актриса
Синильникова
Полина
Актер
Гурай
Михаил
Фотограф бекстейджа
Кадакин
Илья
Арт-директор
Соколовский
Александр
Продюсер
Ишуткина
Евгения
Исполнительный продюсер
Кривоногова
Елизавета