№1

Красавчик Серж


Вольная интерпретация фильма Клода Шаброля в фотопроекте Михаила Хусаинова и статье, стилизованной современным автором под Жан-Люка Годара.

«Надо что-то иметь, чтобы это дало желание жить», — безнадёжность французской деревни, переданная в документальной манере. Современный взгляд на героев фильма в плену удушающих обстоятельств. 


Два короля на одной доске Клода Шаброля

Клод Шаброль в своем дебютном фильме словно приглашает нас к игре в шахматы, где каждая фигура представляет слой человеческой натуры. Молодой Франсуа возвращается из Парижа в родную деревню, где он сталкивается с отголосками своей юности.

Здесь живет Серж — друг детства, некогда полный надежд, а теперь страдающий от алкоголизма и апатии. Франсуа сначала кажется белой фигурой — интеллигентом, выстраивающим ходы логично и расчетливо. Серж, с его хаосом и саморазрушением, тянет на роль черного короля, медленно опускающегося в пучину собственного отчаяния. Но игра оборачивается иначе: по мере развития сюжета зритель понимает, что черные и белые меняются местами. 

Кадр из фильма «Красавчик Серж»

Кадр из фильма «Красавчик Серж»

Шаброль делает деревню драматическим персонажем: в этом пространстве герои сталкиваются не только друг с другом, но и со своими тенями. Серые зимние пейзажи, заснеженные улицы и скупые интерьеры усиливают чувство изоляции, превращая мир в холодное зеркало внутренней борьбы. Структура фильма намеренно нарушает привычные схемы: здесь важен не сюжет, а то, что скрыто под ним.

Жан-Люк Годар


Дуальность и дебют свободы в «Красавчике Серже»

Критики новой волны отмечали, что фильм будто «начинается с психологии, а заканчивается метафизикой». Именно в этом переходе и заключается смелость Шаброля. Он не боится выйти за рамки: не просто исследовать персонажей, но и превратить их борьбу в универсальную метафору. Лейтмотив взаимодействия героев — спасение, но прежде всего самого себя.

«Красавчик Серж» — не просто фильм, а размышление, визуальная поэма о том, как хрупки наши маски и как тонка грань между видимым и сущим. Если кино — это реальность 24 кадра в секунду, то у Шаброля она складывается из светлых и темных тонов человеческой природы.

«Красавчик Серж», дебют Клода Шаброля, символический рубеж, с которого начинается французская новая волна. Несмотря на минимализм формы, фильм закладывает фундамент для радикальных поисков следующего десятилетия.

«Красавчик Серж» — не просто фильм, а размышление, визуальная поэма о том, как хрупки наши маски и как тонка грань между видимым и сущим. Если кино — это реальность 24 кадра в секунду, то у Шаброля она складывается из светлых и темных тонов человеческой природы.

«Красавчик Серж», дебют Клода Шаброля, символический рубеж, с которого начинается французская новая волна. Несмотря на минимализм формы, фильм закладывает фундамент для радикальных поисков следующего десятилетия.


Визуальная поэма о том, как хрупки наши маски и как тонка
грань между видимым и сущим
Визуальная поэма о том,
как хрупки наши маски и
как тонка грань между
видимым и сущим


Драматургия фильма построена на двойственностях: между городом и деревней, спасением и разрушением, ложью и истиной. В этом Шаброль был первым, кто через призму простых человеческих историй задал вопросы о правде жизни. Эта честность сделала его картину образцом нового киноискусства, сложного, но близкого каждому.

В этом Шаброль был первым, кто через призму простых человеческих историй задал вопросы о правде жизни. Эта честность сделала его картину образцом нового киноискусства, сложного, но близкого каждому.

Шаброль показал, что кинематограф может исследовать универсальные темы без опоры на привычные нарративы. Акцент на атмосфере и внутренних конфликтах героев вдохновил Годара и Ромера на создание фильмов, где первостепенным стало человеческое присутствие, а не внешняя фабула. Этот переход к индивидуальному взгляду и стал фундаментом для волны, сделав ее синонимом свободы в искусстве.

Акцент на атмосфере и внутренних конфликтах героев вдохновил Годара и Ромера на создание фильмов, где первостепенным стало человеческое присутствие, а не внешняя фабула. Этот переход к индивидуальному взгляду и стал фундаментом для волны, сделав ее синонимом свободы в искусстве.


Может ли человек вырваться
за пределы своей природы?


Драматургически фильм важен своей структурой, напоминающей трагедию. Конфликт героев — Серж стремится разрушать, Франсуа — спасать — раскрывается через их противопоставление, где один пытается пробудить другого к новой жизни, но сталкивается с неуступчивостью. Эта дуальность резонирует с вечной темой выбора: может ли человек вырваться за пределы своей природы?

Конфликт героев — Серж стремится разрушать, Франсуа — спасать — раскрывается через их противопоставление, где один пытается пробудить другого к новой жизни, но сталкивается с неуступчивостью. Эта дуальность резонирует с вечной темой выбора: может ли человек вырваться за пределы своей природы?

По мере их сближения раскрываются скрытые раны, а спасение становится не столько внешней, сколько внутренней борьбой каждого. Погрязший в алкоголизме Серж знает свои слабости и, кажется, готов с ними смириться. Франсуа же, напротив, скрывает свои страхи и сомнения за фасадом уверенности.

Их встреча становится столкновением двух правд, и постепенно истины меняются местами.

По мере их сближения раскрываются скрытые раны, а спасение становится не столько внешней, сколько внутренней борьбой каждого. Погрязший в алкоголизме Серж знает свои слабости и, кажется, готов с ними смириться. Франсуа же, напротив, скрывает свои страхи и сомнения за фасадом уверенности. Их встреча становится столкновением двух правд, и постепенно истины меняются местами.


Место, некогда уютное и
знакомое, теперь напоминает
застывшую картину


Шаброль находит визуальные образы для выражения этого конфликта, превращая каждую сцену в камерное размышление о свободе и ее границах. Возвращение Франсуа в деревню — это не просто физический переход, но и путешествие во времени.

Место, некогда уютное и знакомое, теперь напоминает застывшую картину, где не произошло изменений, кроме тех, что скрываются в памяти героя. Он пытается восстановить связь с прошлым через Сержа, но быстро осознает, что детство, каким он его помнил, давно растворилось в реалиях взрослой жизни. Их встречи несут одновременно тепло воспоминаний и холод разрыва. Эта напряженность становится преградой к возвращению в утраченное время.  

И все же, фильм — это еще и диалог поколений. Молодежь в лицах Франсуа и Сержа ищет путь в мире, который уже не готов принимать их бунт. История героев — это зеркало послевоенной Франции, переживающей не только физическое восстановление, но и поиск новой идентичности.

Шаброль сдержанно, почти незаметно вносит в повествование социальные комментарии: роль традиций, классовых различий и морального упадка. Это делает «Красавчика Сержа» важным историческим документом — не громогласным, но тихо воздействующим на зрителя, заставляя не только чувствовать, но и думать.

Ная Гусева

Автор Сеанса, Кинопоиска, FILM.ru, спикер Центра Зотов и проекта Каро.Арт, автор телеграмм канала «Кабинет доктора хали гали»



Команда проекта

Автор статьи

Гусева
Ная

Фотограф

Хусаинов Михаил

Актеры

Григорьев
Даниил

Кондрашов
Дмитрий

Фотограф бекстейджа

Колесова
Евгения

Арт-директор

Соколовский Александр

Продюсер

Ишуткина Евгения