№3
МИЛАШКИ
Вольная интерпретация фильма Клода Шаброля в фотопроекте Александра Мультикова и статье, стилизованной современным автором под Франсуа Трюффо.
«Жаждут ли нас мужчины так же, как мы их?» — история о парижанках, тоскующих в ожидании настоящей любви. Деконструкция настроения и духа времени.
Цветы в тени зла
Клоду Шабролю пока далеко до его любимых авторов — Фрица Ланга и Альфреда
Хичкока. Однако режиссер уже в первом фильме мастерски меняет жанровый
регистр.
Начинается все с сатиры на скучную городскую жизнь и будничной
комедии. К финалу картина превращается в хлесткий триллер,
который оставляет сильнейшее впечатление.
Начинается все с сатиры на скучную городскую жизнь и будничной комедии. К финалу картина превращается в хлесткий триллер, который оставляет сильнейшее впечатление.
Чаще всего мои коллеги выводят на первый план мужчин, у Шаброля же центральные персонажи — неопытные девушки, которые только ищут свое место. Но времени на пробы и ошибки у них нет — как бабочки, они летят к пламени.
Кадр из фильма «Милашки»
Жан, Жаклин, Жинетт и Рита — четыре отражения современных парижанок. Вместе они образуют портрет небогатых девушек.
Кадр из фильма «Милашки»
Жан, Жаклин, Жинетт и Рита — четыре отражения современных парижанок. Вместе они образуют портрет небогатых девушек. Разумеется, каждая мечтает о лучшей жизни. Однако Шаброль пессимистично смотрит на наш мир, а потому этим молодым цветам будет сложно распуститься. Климат неподходящий: солнца мало, дуют сильные ветра, земля неплодородная. Чтобы выстоять и не сломаться, им стоит держаться вместе. Как только продавщицы разделяются, они становятся уязвимы перед ударами внешнего мира.
Чтобы выстоять и не сломаться, им стоит держаться вместе. Как только продавщицы разделяются, они становятся уязвимы перед ударами внешнего мира.
Франсуа Трюффо
Настоящая жизнь начинается после заката
Четыре молоденькие девушки — Жан (Бернадетт Лафон), Жаклин (Клотильда Жоано), Жинетт (Стефан Одран) и Рита (Люсиль Сен-Симон) — маятся от скуки в магазине бытовой техники и электротоваров.
За продавщицами следит кассирша мадам Луиза (Аве Нинки). В любой момент одну из девушек в свой кабинет может вызвать месье Белен (Пьер Бертен), владелец магазина. Порой кажется, что продавщиц он зовет к себе на аудиенцию, лишь чтобы в очередной раз ими полюбоваться. За рабочий день в магазин заглядывает считаное количество посетителей. Продавщицы с нетерпением ожидают вечера. Только тогда начинается настоящая жизнь.
Продавщицы с нетерпением
ожидают вечера. Только
тогда начинается настоящая
жизнь
Клод Шаброль, как и многие его соратники-режиссеры времен французской «новой волны», не учился профессии в университете. В Сорбонне он изучал фармакологию и литературу, а параллельно ходил во Французскую синематеку Анри Ланглуа и Киноклуб в Латинском квартале, где и познакомился с Франсуа Трюффо, Жаком Риветтом, Жан-Люком Годаром и Эриком Ромером.
Вместе молодые синефилы станут штатными авторами журнала Cahiers du cinéma. В отличие от товарищей, Шаброль не снимал короткие метры, а сразу же начал с полнометражного кино. В 28 лет постановщик сделал «Красавчика Сержа», один из первых фильмов Nouvelle Vague. С третьим, «Кузенами», Шаброль взял «Золотого медведя» Берлинале. «Милашки» — четвертая работа постановщика. Премьера состоялась на Каннском фестивале 1960 года, где фильм остался без призов. Всю карьеру Шаброль снимал быстро и много — по картине в год. При этом режиссер признавался, что никогда не гнался за совершенством, потому и оказался самым плодотворным в своем поколении.
Париж манит многочисленными
легкодоступными развлечениями
«Милашки» поначалу были встречены и зрителями, и критиками прохладно. Культовый статус фильм обрел далеко не сразу. Сегодня же картину по праву считают плоть от плоти «новой волны». Как и коллеги по движению, Шаброль не снимает в студии, а отправляет героинь в одиссею по улицам и бульварам Парижа. Чтобы передать дух времени и ураганный ритм жизни в столице, режиссер отказывается от штатива и снимает на ручную камеру. Париж манит многочисленными легкодоступными развлечениями. Кто в такую пору захочет сидеть дома?
Многие фильмы «новой волны» сегодня кажутся парадокументальными, то есть имитирующими документальность. На экранный мир режиссер смотрит с отстранением, иногда может показаться, что перед нами кадры хроники с парижской молодежью. И действительно, в «Милашках» у исполнителей главных ролей была возможность импровизировать. Шаброль изначально давал актерам пространство, создавал условия, чтобы артисты наполнили материал собственными жестами и речью.
Помимо магазина, основные события развиваются в ночном клубе, ресторане, мюзик-холле, зоопарке, бассейне и лесу. Неслучайно большинство мест здесь общественные — четыре активные юные героини ищут и веселье, и компанию. В фотопроекте же дан собирательный образ городских пространств — это одновременно и кафе, и магазин, и сцена.
Планы на будущее у девушек разные. Рита планирует выйти замуж за буржуа Анри (Саша Брике), сына состоятельных родителей, который не уверен, что подруга понравится маме с папой.
Жинетт в тайне от подружек ищет дорогу в театр и находит отдушину в песнях и танцах в мюзик-холле. Очевидно, однажды она мечтает забыть о буднях продавщицы как о страшном сне и связать свою жизнь со сценой. Жан наслаждается моментом, весело проводит время в компании случайных знакомых и не пренебрегает мужским вниманием, хотя у нее есть бойфренд Андре (Клод Берри). Жаклин терпеливо «ждет настоящую любовь». С нее не спускает глаз усатый мотоциклист (Марио Давид). Незнакомец вызывает у девушки симпатию. Наивной продавщице следовало бы насторожиться — ухажер в течение несколько дней осматривал ее с разных сторон, как охотник следит за добычей.
В вольере с хищниками
В «Милашках» важна тема хищников и жертв. Вокруг девушек постоянно вьются мужчины разных возрастов, причем опасность грозит и на работе, и в увеселительных местах. Ухажеры, далеко не всегда желанные, словно тени, ходят по пятам за ищущими приключений и новых впечатлений легковерными девушками.
С Жан и Жаклин знакомятся два женатых дамских угодника — подтянутый Марсель (Жан-Луи Мори) и заплывший Альбер (Альбер Динан). Парочка регулярно выходит на охоту вдвоем и железной хваткой вцепляется в жертву. Альбер и Марсель — глуповатые шутники, которые раздражают навязчивостью и лобовыми подкатами.
На Риту давит и пугливый жених, и его слишком серьезный папаша. Пожалуй, только в случае Жинетт опасные намерения со стороны мужчин не показаны в явном виде.
Эрнест — чисто хичкоковский персонаж: взявшийся из ниоткуда,
появляющийся где-то на периферии кадра, то ли улыбающийся, то
ли обнажающий оскал, он может оказаться кем угодно
Позднее становится понятно, что загадочный мотоциклист представляет реальную угрозу для Жаклин. Эрнест — чисто хичкоковский персонаж: взявшийся из ниоткуда, появляющийся где-то на периферии кадра, то ли улыбающийся, то ли обнажающий оскал, он может оказаться кем угодно. Не зря тремя годами ранее Шаброль вместе с Эриком Ромером написали эссе «Хичкок».
Закономерность смерти
Мотоциклист Эрнест — вроде бы второстепенный персонаж, но схожие «темные» герои будут и дальше появляться в фильмах Шаброля. Режиссера регулярно упрекали в любви к жанровому кинематографу. Это обвинение звучит довольно забавно, учитывая, что как раз режиссеры «новой волны» расширили представление об авторе и раньше других опознали режиссерский стиль у Хичкока, Джона Форда, Дугласа Сёрка и других американских мастеров.
Фирменный жанр Шаброля — триллер, в «Милашках» напряжение появится совершенно неожиданно и резко, в самом финале. Концовка знаменует логичный мостик к следующим работам автора. Позднее француз снимет «Виолетту Нозьер» с Изабель Юппер в роли дочери, убивающей родителей ради наследства. «Мясник» рассказывает историю расследования серии убийств молодых женщин в провинциальном городке.
Можно подумать, что встреча Жаклин и Эрнеста случайна, но Шаброль видит в ней закономерность и задолго до развязки дает зрителям подсказку. В первой половине мадам Луиза не хочет никому показывать то ли оберег, то ли талисман, который ежедневно носит в сумочке.
В итоге кассирша делится своим секретом с Жаклин. В 1939-м мадам Луиза побывала на гильотинировании Эжена Вейдмана, последнего публично казненного во Франции преступника. Молодая Луиза рванулась к плахе, чтобы обмакнуть платок в крови отрубленной головы. Жаклин короткая беседа с кассиршей принесла несчастье. Кровавый платок мадам Луизы стал черной меткой для девушки.
Одни неприметные граждане начинают убивать, а другие
упоенно следят за серией преступлений
Встреча с таинственным мотоциклистом-вуайером закончилась для нее трагично. Удивительно, но мещане, буржуа и другие обычные горожане всегда были так заворожены казнями и историями про маньяков. Короткий эпизод связывает «Милашек» с нашим временем, когда мир помешался на тру-краймах. Одни неприметные граждане начинают убивать, а другие упоенно следят за серией преступлений. Началась эта болезнь далеко не пару дней назад.
«Милашек» можно смотреть и как серию эпизодов из жизни молодых жителей столицы, но с такой настройки совершенно сбивает финал. Может быть, это и не самый известный фильм «новой волны», но и спустя 60 с лишним лет картина ничуть не устарела, не потеряла энергии юности. Легко представим схожий сюжет и сегодня. Изменились обстоятельства, но никак не люди, которые ждут от жизни много больше, чем получают.
Максим Ершов
Шеф-редактор Okkoлокино, автор КИНОТВ, film.ru, «Тинькофф Журнала», «Искусства кино», телеграм канала «Я видел свечение экрана» и не только
Жан
Задорная и легкая, она без труда впутывается в приключения. Открыта к людям, готова общаться, но предпочитает оставаться на поверхности повседневных тем.
Жинетт
Спокойная и уверенная в себе. Она умело управляет своей жизнью, но тайно увлекается пением, о чем боится рассказать подругам-коллегам, чтобы избежать осуждения.
Жаклин
Погрузившись в мир мечтаний и амбиций, она стремится к истинной, идеальной любви. Склонна видеть романтику даже там, где другие проходили бы мимо. Туманная и скрытная, она редко раскрывается, но если говорит, то только о самом главном.
Рита
Безупречная, на первый взгляд, девушка с идеальным женихом и светлыми планами на будущее, ради которого она жертвует своими чувствами и мечтами.
Луиз
Мудрая, уверенная женщина, пережившая то, о чем другие милые девушки даже не догадываются.
Бэкстейдж
Команда проекта
Автор статьи
Ершов
Максим
Фотограф
Мультиков
Александр
Арт-директор
Солоковский
Александр
Креативный продюсер
Колесова
Евгения
Продюсер
Ишуткина
Евгения
Исполнительный
продюсер
Жданович
Иван
Фотографы
бекстейджа
Алтухова
Анастасия
Пономарёва Наталья
Колесова
Евгения
Навроцкая
Елизавета
Визажисты
Арманд
Ольга
Ива
Татьяна
Данилова
Мария
Актрисы
Дулова
Алина
Толстая
Стася
Романова
Татьяна
Галибина
Ксения
Леонова
Евгения
Актеры
Служитель
Григорий
Кияшко
Богдан
Гурай Миша
Вершинин
Даниил
Губкин
Алексей
Исаков
Данил
Павлов
Максим
Жданович
Иван
Прудцев
Фёдор
Стояновски
Мирослав