№4

Стреляйте
в пианиста


Вольная интерпретация фильма Франсуа Трюффо в фотопроекте Дмитрия Крапивина и статье, стилизованной современным автором под Жан-Люка Годара.

«Если ты уйдёшь она останется одна. Её нельзя оставлять одну», — попытка изменить прошлое. Визуальная интерпретация неслучившегося прощания музыканта с женой.


В поисках утраченной гармонии

Только мы закончили совместную работу над «На последнем дыхании», Трюффо уже взялся за свой новый фильм – экспериментальную смесь драмы и детектива со слегка комичным названием «Стреляйте в пианиста». В этой картине Франсуа выразил все, что понимает о человеке, мужчине и женщине, удаче и поражении.

За два месяца он собрал фильм на улицах и в подворотнях Парижа, с однодневным выездом на заснеженную ферму, где простудилась половина съемочной группы... А история главного героя Шарли настолько срослась с Азнавуром, что репортеры до сих пор уточняют, не с его ли судьбы списана биография выдуманного пианиста Эдуарда Сарояна. Да, Трюффо под силу создать миф! 

В этой картине Франсуа выразил все, что понимает о человеке, мужчине и женщине, удаче и поражении.

За два месяца он собрал фильм на улицах и в подворотнях Парижа, с однодневным выездом на заснеженную ферму, где простудилась половина съемочной группы... А история главного героя Шарли настолько срослась с Азнавуром, что репортеры до сих пор уточняют, не с его ли судьбы списана биография выдуманного пианиста Эдуарда Сарояна. Да, Трюффо под силу создать миф! 

Кадр из фильма «Стреляйте в пианиста»

Вы спрашиваете меня, о чем это кино? Возможно, о человеке, который не смог убежать от судьбы. Если на роду у Сарояна написано, что заниматься надо не музыкой, а криминалом, то сменить имя и продолжать стучать по клавишам не получится. Может быть, это кино о любви, с уходом которой можно забыть и собственное имя; «зови меня Шарли» — ведь нет больше той, что умела с нежностью произносить имя настоящее.

Кадр из фильма «Стреляйте в пианиста»

Может быть, это кино о любви, с уходом которой можно забыть и собственное имя; «зови меня Шарли» — ведь нет больше той, что умела с нежностью произносить имя настоящее. Но сказать наверняка, о чем эта картина, сложно: Трюффо заставляет зрителя теряться в догадках – детектив ли на экране, любовная драма или чёрная комедия? Думаю, именно из-за жанровой неопределенности зрители принимают фильм не так горячо, как «400 ударов»; и за ту же «неопределенность», как за высокую степень свободы, ценю фильм я.

Жан-Люк Годар


Обоюдное одиночество

Премьера следующего после «400 ударов» фильма Трюффо прошла практически незаметно.

Премьера следующего после «400 ударов» фильма Трюффо прошла практически незаметно. Да, кинематографист Пьер Каст отметил в «Cahiers du Cinéma», что сходил в кино на «Стреляйте в пианиста» не один раз. Но пока критики пересматривали новую картину режиссера, зрители все еще обсуждали бегство Антуана Дуанеля из «400 ударов» – дебют Трюффо долго не сходил с экранов и затмевал новую сцену побега, открывшую «Пианиста»: ночь, улицы Парижа и удирающий от преследователей человек. Такое обманчиво-детективное начало положил Трюффо своему разножанровому фильму.

Тот самый пианист, в которого режиссер предлагает «стрелять» – загадочный человек с двумя биографиями: скупой на разговор тапер Шарли – он же музыкант Эдуард Сароян. История пианиста скрыта в глубине его души и в глубине фильма Трюффо: лишь к середине повествования детективный флер растворяется в драме человека, сменившего имя и отрекшегося от прошлого, в котором таится потерянная любовь. 

Тот самый пианист, в которого режиссер предлагает «стрелять» – загадочный человек с двумя биографиями: скупой на разговор тапер Шарли – он же музыкант Эдуард Сароян. История пианиста скрыта в глубине его души и в глубине фильма Трюффо: лишь к середине повествования детективный флер растворяется в драме человека, сменившего имя и отрекшегося от прошлого, в котором таится потерянная любовь. 

В те дни, когда Шарли называли настоящим именем, он грезил званием известного пианиста. Заветную мечту разделяла с ним любовь всей жизни, супруга Тереза. Но, ослепленные целью, герои не заметили, как мечта привела их к обоюдному одиночеству и неизбежной разлуке.


История пианиста – трагедия неслучившегося
прощания
История пианиста – трагедия
неслучившегося прощания


История пианиста – трагедия неслучившегося прощания, разделившая жизнь надвое. Трюффо снимает кино о человеке, который ищет освобождения от угнетающего чувства вины. Можно забыть свое имя, но невозможно избавиться от собственных мыслей. Пианист обречен на вечный внутренний монолог, в котором задается вопросом: зачем ты оставил ее одну в минуту горького признания.  

Фотопроект посвящён несостоявшемуся прощанию возлюбленных. К не-прощанию привело не-прощение: Эдуард Сароян позволил секундному гневу возобладать над чувством любви – и пошел против истины «с любимыми не расставайтесь».  

Разлука из мгновенной превратилась в вечную: героиня  ничком лежит на земле, а герою предстоит жить с тем, что невозможно пережить.

Фотопроект посвящён несостоявшемуся прощанию возлюбленных. К не-прощанию привело не-прощение: Эдуард Сароян позволил секундному гневу возобладать над чувством любви – и пошел против истины «с любимыми не расставайтесь». Разлука из мгновенной превратилась в вечную: героиня ничком лежит на земле, а герою предстоит жить с тем, что невозможно пережить.

Непоправимое расставание с возлюбленной надломило музыканта: ему незачем больше мечтать о собственном величии. С уходом любви ушла и мечта. Весь оставшийся путь своей жизни Шарли проводит в бегах: прячется от известности, сторонится женщин, и даже совершает попытку отказаться от музыки – чтобы всплывший ненароком мотив не напомнил о том, как Эдуард оступился и навсегда покинул свою любовь.

Весь оставшийся путь своей жизни Шарли проводит в бегах: прячется от известности, сторонится женщин, и даже совершает попытку отказаться от музыки – чтобы всплывший ненароком мотив не напомнил о том, как Эдуард оступился и навсегда покинул свою любовь.


Из неодолимой боли расставания музыка
возникнет сама собой
Из неодолимой боли
расставания музыка
возникнет сама собой


Уход жены равноценен потере слуха. Сароян попытается уйти от собственного предназначения – музыки; попробует не нажимать на клавиши, а стирать с них пыль. Но из неодолимой боли расставания музыка возникнет сама собой.

Теперь по вечерам в безвестной кафешке выступает Шарли. Живущий в нем Эдуард Сароян продолжит играть и проигрывать повторяющуюся мелодию своей жизни: то ли не желая отпускать прошлое, то ли ища совершенный мотив неслучившегося прощания, которому суждено воплотиться в музыке. 



Команда проекта

Автор статьи

Малкина
Лидия

Фотограф

Крапивин Дмитрий

Актриса

Рафеева
Полина

Актер

Замлелый
Глеб

Фотограф бекстейджа

Булгакова
Анна

Арт-директор

Солоковский Александр

Продюсер

Ишуткина Евгения